КАК РАЗЛИЧАТЬ АУДИОФОРМАТЫ?
Аудиоформатов существуют десятки. Какие-то считаются более прогрессивными, какие-то устаревшими. Одни любимы всеми поголовно, другие — только снобами, от третьих меломаны воротят нос. Здесь о самых популярных — просто чтобы вы не заблудились.
Основной формат записи звука — WAV, Microsoft Wave (Waveform audio format). Запись в WAV (стерео или моно) происходит без сжатия, и этот формат используется при обработке звука: WAV-файлы дают наиболее полное представление о записи. После обработки (удаления шумов, восстановления, наложения эффектов и т.д.) WAV-файлы кодируются в любой другой формат. Качество звука у WAV превосходное, но для хранения потребны очень вместительные диски: скажем, файл с монозаписью трехминутной песни занимает 30 Мб.
Звук с потерями
Самый известный аудиоформат — mp3. Он поддерживается всеми плейерами, от миниатюрных iPod до бытовых DVD, и в любой операционной системе. Музыка в mp3 выкладывается в Интернете, записывается на дисках. Популярность этого формата у пользователей — вечная головная боль для борцов за авторские права.
В основе формата используется специальный алгоритм сжатия с потерями. Потери — это снижение точности некоторых частей звукового потока: создатели формата полагают, что человеческое ухо к таким потерям невосприимчиво.
Основной критерий сжатия — битрейт (величина потока данных, передаваемого в единицу времени). Соответственно, чем ниже битрейт, тем хуже качество звучания (тем меньше данных передается за секунду) и тем меньше размер файла. MP3-файл со средним битрейтом 128 кбит/с в десять раз меньше того же файла в WAV — ну и качество его оставляет многого желать. 128 кбит/с — подходящий битрейт для аудиокниг, аудиопостановок и т.д. — короче говоря, для речи. Для записи же музыки в mp3 предпочтителен битрейт повыше — минимум 192 кбит/с, хотя многие меломаны предпочитают максимум — 320 кбит/с. Считается, что в этом случае качество неотличимо от оригинального аудиоCD. Впрочем, немногие на слух отличат запись с битрейтом 192 кбит/с от 320 кбит/с — разница заметна только на аппаратуре высокого качества. Но в любом случае основная загвоздка — в качестве исходника. Если вы кодируете в mp3 дорожки с некачественных дисков, тут уж какой битрейт ни устанавливай, лучше все равно не станет.
Если же вы не занимаетесь звуком профессионально и у вас нет «топовой» акустики, mp3 с высоким (и даже средним) битрейтом слуха вам не травмирует.
Альтернативой mp3, по замыслу Microsoft, должен был стать формат Windows Media Audio (.wma). Это, в общем, семейство кодеков: первоначальный WMA, который задумывался как конкурент MP3; WMA Pro — новейшая и более качественная разновидность; WMA Lossless — кодек для сжатия звука без потерь; и WMA Voice, предназначенный исключительно для записи речи с низким битрейтом. Microsoft включила в WMA поддержку цифровой системы управления авторскими правами (DRM), и это минус: защищенные композиции можно прослушать только на том устройстве, куда они были загружены из музыкального магазина.
Vorbis Ogg (.ogv, .oga) — свободный формат сжатия звука с потерями. Возможности этого кодека шире, чем у mp3 (максимальный битрейт mp3 — 320 кбит/с, у Ogg — до 700 кбит/с), и к тому же Ogg поддерживается всеми популярными операционными системами. Однако большой популярности он так и не снискал. Может, и зря. Звук получается весьма приличный.
AAC (.m4a, .m4b, .m4p, .m4v, .m4r, .3gp, .mp4, .aac) создавался как преемник MP3 с меньшими потерями и улучшенным качеством кодирования. Его поддерживает большая часть современного оборудования, в том числе портативного. Несмотря на заявленную преемственность и достойное качество, говорить о массовой популярности AAC, а тем более о том, что он заменит mp3, мы не будем. Если бы вырос лес, я бы сказал: «Лес», а если выросло дерево — зачем мне врать?
Musepack (MPC, .mpc, .mp+, .mpp) — это экзотика на редкого любителя. Разработчики утверждают, что качество кодирования MPC на высоких битрейтах (160 кбит/с и больше) заметно выше качества MP3 таких же битрейтов. Вполне вероятно, но много ли вы видели файлов такого формата?
Звук без потерь
FLAC (.flac) — популярный свободный кодек для сжатия аудио без потерь: он сохраняет аудиопоток в его первозданном виде. На сегодня FLAC поддерживается многими аудиоприложениями, и истинные ценители качественного звука постепенно переходят на этот формат.
Monkey’s Audio Monkey’s Audio (.ape) — еще один популярный формат кодирования цифрового звука без потерь. Официально кодек Monkey’s Audio выпускается только для платформы Microsoft Windows, хотя существуют неофициальные кодеки для GNU/Linux, BeOS и Mac OS X. Распространен меньше, чем FLAC, но качеством ему не уступает.
WavPack (.wv) — бесплатный аудиокодек c открытым исходным кодом. FLAC совсем его затмил, хотя это не очень справедливо: по качеству WavPack вполне с ним сопоставим.
Apple Lossless (ALAC, ALE, .m4a) разработан компанией Apple. Размер файлов в этом формате — от 40 до 60 % размера оригиналов. Кроме того, ALAC быстро декодируется, а потому полезен для устройств с ограниченной производительностью, таких, как iPod.