"На мой взгляд, практически каждый фотограф проходит этот путь в отношении искусственного освещения. Сначала снимают с использованием встроенной вспышки, искренне радуясь полученным результатам (должен заметить, что при грамотном использовании и со встроенной вспышкой можно получить хорошие кадры, но, понимание этого приходит с опытом). Затем, немного "обретая зрение" в отношении объема на фотографии, пробуют с помощью различных покупных или самодельных устройств смягчить или рассеять свет от встроенной вспышки. Это уже большой шаг вперед. Теперь в дело вступает ограниченность мощности встроенной вспышки... Тогда покупается мощная внешняя вспышка, которая устанавливается в горячий башмак камеры. Направив ее свет в потолок, фотограф получает мягкое, обволакивающее освещение, поначалу ему нравятся такие снимки. Да, и что сказать - в условиях репортажной съемки для получения фотографий хорошего качества альтернативы внешней вспышке нет.
Снимая портреты со вспышкой, установленной на камере, фотограф получает очень мягкое освещение, но ограничен в возможности управлять направлением и жесткостью света... Студийное оборудование - это хорошо, но его не возьмешь на выездную съемку (хотя, в крупных городах фотостудии предлагают напрокат мобильные генераторные системы освещения, но речь сейчас не о них). Тогда появляется мысль о том, что неплохо бы иметь мобильный и достаточно бюджетный комплект освещения, позволяющий решать разнообразные задачи съемки..."
Ну, вот что тут можно добавить... Мастер - он и есть МАСТЕР. Мастер во всём - даже в подаче материала (о фотографии и Фотошопе я вообще благоговейно молчу...).